Выпускной год — время повышенного напряжения как для школьников, так и для их родителей. Что происходит с ребёнком и как ему можно помочь? Рассказываем в статье.
Последний год в школе сулит выпускнику много забот. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и старшей школы [1].
Старшеклассники могут испытывать стресс не только перед самим экзаменом, но и на протяжении всего года. В России обучение в школе заканчивается сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным для школьника и вступительным для абитуриента [2]. В этот момент ставки высоки, и нервы учеников могут быть напряжены до предела [3]: к школьным урокам и домашним заданиям добавляются подготовительные курсы после учебы, занятия с репетитором, решение тестов ЕГЭ и самостоятельное изучение дисциплин. Кроме того, весь одиннадцатый класс проходит под оды учителей о сложности итогового экзамена, а постоянное внимание родителей и запрос на высокую оценку могут только добавлять беспокойства выпускнику.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет синдром эмоционального выгорания, как результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен [3]. Говоря простым языком, выгорание — это психические и физические проблемы у человека из-за долгой напряженной работы.
И даже окончание экзаменов — не повод расслабляться. Впереди целое лето в ожидании приказа о зачислении в университет. Затем осень — время первых университетских лекций, новой среды, знакомств и распорядка дня. Суммарно получается, что выпускники школ находятся в постоянном напряжении больше года.
Такое долгое напряжение — настоящая проверка на прочность для нервной системы [3].
В это время особенно важно поддерживать ее благополучие. Интеллектуальная деятельность может страдать при стрессе: нарушаются такие характеристики внимания как устойчивость, концентрация, переключение. В результате ученику сложнее сконцентрироваться, может отмечаться повышенная отвлекаемость [4]. Память тоже не остается в стороне: запоминать и воспроизводить выученное становится сложнее [4].
Возрастающая ответственность, высокие умственные нагрузки и эмоциональное напряжение истощает нервную систему ученика [1]. Вместо споров и нравоучений, лучше уделять внимание чувствам ребенка, иногда простить ему возможную вспыльчивость и раздражительность. В силах близких людей не допускать переутомления школьника: они могут напоминать ему об отдыхе, наполнять его любовью и положительными эмоциями, поддерживать его уверенность в будущем.
У современного питания школьников есть свои недостатки: обилие высококалорийной углеводной пищи, консервантов, красителей и усилителей вкуса, а также недостаток в рационе растительной пищи, рыбы, молока, чистой питьевой воды и необходимых микронутриентов [5].
Во время стресса обмен веществ происходит активнее, поэтому увеличивается расход некоторых витаминов и минералов [6]. А при недостаточном их поступлении, может появиться дефицит важных для организма элементов.
Сбалансированное питание — это важный фактор в борьбе со стрессом [6]. В связи с этим рекомендуется [6]:
В стрессовых ситуациях увеличивается расход магния — естественного антистрессорного фактора нервной системы [7], [8]. Дефицит магния может стать причиной появления таких симптомов как: повышенная раздражительность и утомляемость, незначительные нарушения сна, спазмы ЖКТ и мышц, а также учащённое сердцебиение [11]. Важный момент заключается в том, что в одном и том же виде продукта содержание магния может разниться, поэтому даже сбалансированное питание не всегда может обеспечить достаточное поступление этого элемента [9].
Дефицит магния возможно восполнять с помощью препаратов магния, которые могут стать дополнением к привычной диете ученика. Современный препарат Магне B6® содержит в себе не только необходимое количество магния, но и витамин В6, который улучшает всасывание этого элемента [10], [11]. Узнайте больше о Магне B6® на сайте.
Занятия спортом дают хороший антистрессорный эффект [4].
Занятия спортом переключают внимание, что несомненно важно в условиях постоянного напряжения. Активность тела дает положительные эмоции, хорошее настроение. Кроме того, физическая активность активизирует работу сердечно-сосудистой и нервной систем, а также повышает активность иммунной системы [4].
Во время бодрствования ученик ведет целенаправленную деятельность, цель которой — удовлетворение жизненно важных социальных и биологических потребностей. Во время сна целенаправленная деятельность прекращается, организм переходит в состояние отдыха [12].
Нормальный физиологический сон является важнейшим антистрессорным фактором. От него зависит работоспособность, утомляемость, эмоциональный покой. Ограничение сна способствует развитию эмоционального стресса, который может являться одной из основных причин нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушение сна из-за стресса становится дополнительным фактором, который может усугублять стресс [12].
Сон оказывает важное влияние на самочувствие ученика. Для улучшения качества сна рекомендуется соблюдать общие правила гигиены сна [13]:
Забота о детях, их эмоциональном и физическом здоровье – почва для формирования по-настоящему счастливого человека, важно слышать сигналы, которые дают нам наши дети и правильно реагировать на них.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМО
ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ
Вы покидаете сайт ООО «Опелла Хелскеа» и переходите по ссылке, предоставляемой в информационных целях.
Представительство ООО «Опелла Хелскеа» не несёт ответственности за информацию, размещённую на внешних ресурсах и не осуществляет проверку размещённой на них информации.
Данная ссылка не является единственной, содержащей информацию о ценах. Вы можете найти другие ссылки в сети Интернет.